Вторник, 25.06.2019, 02:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ Комарихинская СОШ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пояснительная записка к учебному плану ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комарихинская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района Алтайского края

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

к учебному плану

 

на 2014-2015 учебный год

 

основного общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основное общее  образование

 

Учебный план основного общего образования обеспечивает  освоение обучающимися общеобразовательных программ  основного общего образования, условия становления  и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

    Путем реализации учебного плана решаются следующие задачи:

-    формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основных наук;

- повышение мотивации учения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей;

- углубление внутренней дифференциации обучения в классах базовой общеобразовательной подготовки.

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год в 5-8 классах и 34 учебные недели в IX классе.

 

Особенности базисного учебного плана        

(основное общее образование)

 

В соответствии с   приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования  (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 №  889, от 03.06.2011 №1994, от 1.02.2012 №74) в учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков, информатики и ИКТ, ОБЖ, физической культуры.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «География», «Природоведение», «Физика», «Химия», «Биология», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

В федеральном компоненте  учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

 

Учебный план МБОУ Комарихинской   средней  общеобразовательной  школы на 2014-2015 учебный год  разработан на основе следующих нормативных документов

  • Конституция Российской Федерации.
  • ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р.
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года  № 1662-р.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года  Пр-271.
  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р.
  • Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 года №163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы».
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676).
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04 октября 2010 года  № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный номер 19682).
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы    СанПиН         2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированы в Минюсте России 03 марта 2011 года).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года, рег. №17785).
  • Приказ  Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707).
  • Приказ  Минобрнауки РФ от   22 сентября  2011 года № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373».
  • Приказ  Минобрнауки РФ от   18 декабря  2012 года № 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373».
  • Приказ  Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010года №1897                       «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644).

·        Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации,   от                 03 марта 2014 года № ____))))"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год".

Письма Минобрнауки РФ

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 года  № 03-255.
  • «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 года №03-296.
  • «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» от 24 ноября 2011 года № МД-1552/03.
  • «Об использовании учебников с электронными приложениями» от   25 июня 2010 года № ИК-1090/03.  

·        Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ  от 9 марта 2004 года №1312.

·        Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089                  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

·        Приказ Минобрнауки РФ от  20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ   от   9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

·        Приказ  Министерства образования и науки РФ  от  3 июня 2008 года  № 164       «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ  от 5 марта 2004 года  № 1089».

·        Приказ  Министерства образования и науки РФ  от  31 августа 2009 года    № 320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ  от 5 марта 2004 года  № 1089».

·        Приказ  Министерства образования и науки РФ   от 19 октября 2009 года № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ  от 5 марта 2004 года  № 1089».

·        Приказ Министерства образования и науки РФ  от  30 августа 2010 года            № 889      «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ  от 9 марта 2004 года  № 1312           «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

·        Приказ  Министерства образования и науки РФ   от 10 ноября 2011года   № 2643  «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ  от 5 марта 2004 года  № 1089».

·        Приказ  Министерства образования и науки РФ  от  24 января 2012 года  № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ  от 5 марта 2004 года  № 1089».

·        Приказ  Министерства образования и науки РФ  от   31 января 2012 года №69      «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ  от 5 марта 2004 года  № 1089».

·        Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации,                   от   1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от    9 марта 2004 года  № 1312».

 

  Учебный план  является нормативно-правовой основой, регламентирующей организацию и содержание образовательного процесса,  формируется ежегодно с учетом социального заказа государства с ориентацией на образовательный запрос родителей и учащихся. Данный документ определяет количество и названия учебных предметов, последовательности их изучения по классам, нормы учебного времени в часах в неделю на все учебные предметы, недельную учебную нагрузку на одного ученика. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта общего образования. Учебный план состоит из двух частей.

 

Единая основа учебного плана всех ступеней обучения обеспечивается реализацией принципа преемственности в  содержании и технологиях обучения. Учебные курсы выстраиваются по принципу возрастающей сложности с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей учащихся.

     Принцип вариативности является основополагающим при составлении учебного плана. Компонент образовательного учреждения включает предметные и элективные курсы, которые способствуют разностороннему развитию учащихся.

Структура учебного плана в значительной мере обусловлена необходимостью отражения двух составляющих содержания образования:

  • инвариантной;
  • вариативной, обеспечивающей индивидуальный характер развития школьников, с учетом их личностных способностей, интересов и склонностей.

     Особенность построения учебного плана школы в том, что он позволяет дать базовый минимум, а также формировать устойчивый интерес учащихся к выбранному направлению продолжения образования.

Преподавание всех учебных предметов основной школе осуществляется в соответствии с рабочими программами, составленными на основе авторских программ основного образования, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ. Для обеспечения реализации необходимого объема содержания авторских учебных программ часы  федерального компонента инвариантной части учебного плана дополнены часами школьного компонента.

Учебный план  выполнен из расчета 6–дневной рабочей недели. неделе.

 Продолжительность урока  в 5-9 классах – 40 минут,

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством педагогических кадров  соответствующей квалификации и материально-технической оснащенностью. В школе оборудованы и оснащены компьютерами 5 учебных кабинетов, один компьютерный класс,  библиотечно-информационный центр, лаборатория кабинета физики.  2 учебных кабинета оборудованы интерактивными досками. В библиотечно-информационном центре учащимся предоставлено право пользования ресурсами сети Интернет, 1 компьютером. Оснащенность учебных помещений ИКТ-средствами  пока  не позволяет осуществлять внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.

Особенности образования на II ступени обучения

 По своей структуре учебный план для учащихся 5-9 классов соответствует БУП-2004 с сохранением в полном объеме содержания, являющегося обязательным для обеспечения базового стандарта обучения.

 

На второй ступени обучения  создаются условия для формирования базовых компетенций личности учащегося, для развития его склонностей, интересов, пробы возможностей в различных областях, подготовки к социальному самоопределению и продолжению образования на III ступени обучения. В основной школе создается ситуация выбора и познавательной ориентации.

Образовательная область «Филология» включает предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык».

  «Русский язык» является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе общего образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Направленность курса  на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для формирования общеучебных умений, способов деятельности. Также обеспечивается развитие различных видов речевой деятельности и речемыслительных способностей учащихся. В процессе изучения русского (родного) языка и литературы совершенствуются и развиваются коммуникативные умения, обеспечивающие социализацию школьников. В соответствии с образовательным запросом учащихся и родителей  на русский язык дополнительно в рамках  компонента образовательного учреждения вводятся предметный курс: «Повторим орфографию».  Количество недельных часов на изучение учебного предмета «Русский язык» определено в соответствии с авторской программой М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова  «Программа по русскому языку. 5-9 классы» (М.: Дрофа, 2011). В 6-м классе изучение предмета ведется в объеме 5 недельных часов,  в 7-м классе 5 недельных часов. Итого период обучения русскому языку в 5-9 классах по данной программе предполагает 735 учебных часов, что соответствует федеральному компоненту базисного учебного плана 2004г.

         Цель литературного образования – формирование у обучающихся внутренней потребности в общении с книгой, навыков анализа текста, совершенствование устной и письменной речи.  Развитие речевой деятельности, читательской культуры учащихся дополнительно обеспечивается  предметными курсами  школьного компонента: «Совершенствуем устную речь», «Успешно пишем сочинение». Количество недельных часов на изучение учебного предмета «Литература» в 5-9 классах определено в соответствии с авторской программой: «Литература. 5-11 кл. (базовый уровень)» под ред. В.Я.Коровиной. (М.:Просвещение, 2010).

     Учебный план школы предусматривает реализацию программы по иностранному языку в 5-9 классах из расчета 3 часа в неделю. Особое внимание уделено развитию умений учащихся по всем видам речевой деятельности, познавательной и коммуникативной культуры личности.

         Преподавание предмета «Математика» в основной школе предполагает реализацию следующих компонентов: арифметика, алгебра, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

     Основными целями обучения математике в 5-6 классах является  развитие понятия числа, выработка умений в выполнении устных и письменных арифметических действий над числами, в подготовке учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. При этом формируется математический стиль мышления, естественным образом в процесс обучения  включается анализ и синтез, классификация, аналогия, абстрагирование и другие операции, способствующие развитию творческого  мышления школьников. Для обеспечения практической направленности математического образования учащимся 5 классов в учебный план включен предметный курс «Решение задач на движение», в 6 классе «Задачи на все действия с обыкновенными и десятичными дробями», в 8 классе «Решение текстовых задач по математике». Количество недельных часов на изучение учебного предмета «Математика» в 5-6 классах определено в соответствии с авторской программой В.И.Жохова «Математика. 5-6 классы» (М.: Мнемозина, 2012).

     Содержание предмета «Математика» в 7-9 классах характеризуются повышением теоретического уровня обучения, усилением теоретических  обобщений и дедуктивных умозаключений, прикладной направленностью, обосновывающей возможность применения математики к изучению смежных предметов: «Физика», «Химия», «География», «Информатика», «Технология». Особое внимание уделяется построению математических моделей процессов и явлений окружающего мира, формированию умения анализировать и представлять информацию в разных формах, понимать вероятностный характер многих зависимостей, производить арифметические расчеты. В соответствии с образовательным запросом учащихся и родителей на преподавание математики в учебном плане для 9 класса введены предметные курсы: «Решение текстовых задач по математике», «Решение задач на проценты». Названные курсы ориентированы на решение стохастических задач практического содержания. Количество недельных часов на изучение учебного предмета «Математика» в 7-9 классах определено в соответствии с авторскими программами: И.И.Зубовой, А.Г.Мордковича «Алгебра.7-9 классы» ( М.:Мнемозина, 2011); Л.С.Атанасяна и др. «Программа по геометрии 7-9классы» (сб.:Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений/сост.Бурмистрова Т.А..-М.:Просвещение, 2010).

         Изучение информатики и ИКТ в основной школе способствует формированию у школьников системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Учащиеся 8-9 классов осваивают методы  и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, необходимые во всех областях практической деятельности человека.

В процессе изучения учебного предмета «История»  формируется система знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, а также ценностные ориентации и убеждения школьников, развивается их гуманитарная культура. В 9 классе на изучение данного предмета выделено 3 часа (добавлен 1 час школьного компонента), т.к. по авторской программе Даниловой А.А. «История России» изучается в объеме 2 часов в неделю и «Всеобщая история»  по авторской программе  А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стреловой в объеме 1 часа в неделю.

Пропедевтический курс обществознания в 6-9 классах обеспечивает подготовку школьников к изучению предметов («Обществознание», «Право», «Экономика») на III ступени обучения, позволяет создать условия для формирования первоначальных основ нравственной, правовой и экономической культуры.

         Курс географии в основной школе - это первый этап систематического изучения географии. В этом курсе учащиеся осваивают  основные географические понятия, а также обобщенные приемы ориентирования, учатся работать с простейшими инструментами и приборами, с географическими картами, осваивают наблюдение на местности, обработку материалов. В шестом классе количество недельных часов на изучение учебного предмета «География» увеличено на 1 час  из школьного компонента  в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/ сост.С.В.Курчина. –М.:Дрофа, 2010г.

 В  седьмом классе  за счет 1 часа школьного компонента изучается предметный курс «География Алтайского края», что позволяет сформировать у учащихся представления о своеобразии природы и рациональном использовании ресурсов родного края.

         Естественнонаучное образование в 5-6 классах строится с учетом психологической особенности, присущей детям 11-12 летнего возраста – склонности к целостному восприятию мира, поэтому целью обучения на данном этапе является формирование базовых знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе в рамках интегрированного предмета «Природоведение» (5 класс).

         Систематические курсы физики, химии и  биологии углубляют знания учащихся об окружающем мире, способствуют приобретению навыков применения достижений науки  в практической деятельности. В шестом классе количество недельных часов на изучение учебного предмета «Биология» увеличено за счет компонента образовательного учреждения на 1 час в соответствии с авторской программой В.В.Пасечника «Биология 5-11 кл.» (М., Дрофа, 2010).

Особое внимание в курсах физики и химии 8-9 класса уделяется знакомству учащихся с методами естественнонаучного исследования: экспериментом и началом построения теоретических концепций; формированию умения выдвигать гипотезы делать выводы по результатам исследования, пользоваться индукцией, методами аналогии и идеализации. Интеллектуальное развитие школьников в естественнонаучной области обеспечивается за счет курсов компонента образовательного учреждения «Познай физику в задачах и экспериментах», «Задачи в неорганической химии».

         Образовательная область «Искусство» представлена в учебном плане основной школы предметами: «Изобразительное искусство» (5-7 классы); «Музыка» (5-7 классы), в объеме по 1 часу в неделю.

В VIII классе в образовательной области «Искусство» в учебный план включен новый учебный предмет «Искусство»  в объеме 1 часа.

 В IX классе в образовательной области «Искусство» продолжена реализация программы  « Искусство»  – 1 час в неделю.

Особенностью реализации предметов данной образовательной области в 8-9 классе является  интеграция знаний с  целью эстетического развития учащихся, расширения сферы их познавательных интересов, самовыражения и саморазвития.

         В  рамках  образовательной области «Технология»   решаются  задачи формирования трудовой и технологической культуры, социализации выпускников. Технология в основной школе обеспечивает овладение учащимися следующих умений: находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами. Учащиеся работают над созданием и реализацией творческих проектов. Оформление результатов проектной деятельности школьников требует владения современными информационно-коммуникационными технологиями. Для реализации в полном объеме программы авторов М.В.Хохловой, П.С.Самородского, Н.В. Синицы, В.Д.Симоненко  из школьного компонента добавлен 1 час в 8 классе, выделено 2 часа  в 9 классе на курс «Точность чертежей».

     Образовательная область «Физическая культура» реализуется на II ступени обучения через предметы:

  • «Физическая культура»
  •  «Основы безопасности жизнедеятельности»

      В целях укрепления здоровья школьников в 5-9 классах преподавание предмета «Физическая культура» ведется в объеме 3-х часов.

В 8 классе в объеме 1 часа федерального компонента изучается курс «ОБЖ».

    

Преемственно-перспективные связи на данном этапе обучения обеспечиваются за счет создания  единой системы требований к технологической составляющей образовательного процесса. В методиках и технологиях обучения предпочтение отдается

  • Деятельностным формам организации учебного процесса
  • Продуцированию диалогического формата уроков
  • Культивации проектных форм работы со школьниками
  • Активному использованию информационно-коммуникативных технологий
  • Созданию условий для  презентации учебных  достижений школьников
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz